Способы передвижения по Кавказу: рассказываем детально

Величественные горы, живописные ущелья, горные реки и множество других, природных и рукотворных, достопримечательностей привлекают туристов на Кавказ в любое время года. Для тех, кто решил посетить эти места зимой, «Кавказский узел» подготовил практические советы, которые помогут путешественникам лучше продумать и обезопасить свой зимний отдых на Кавказе.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 359
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163056/

Асфальт есть не везде

— Что из себя представляют дороги в горах? Почти во все села проложен асфальт, но дороги узкие, не шире двух полос, а в особенно трудных местах однополосные участки со знаками приоритета, — говорит Михаил. — Покрытие, как правило, в хорошем состоянии — там, где оно есть. Асфальта нет на лавиноопасных склонах, например, в Чегемском ущелье, выше водопадов. Там практически отвесные скалы прямо над дорогой, и сели и камнепады — совершенно обычное явление.

Фото: Михаил Моргунов

Михаил Моргунов изъездил Северный Кавказ вдоль и поперек, а теперь организует джип-туры для всех желающих.

В таких районах дороги прокладывать — дело неблагодарное, постоянный ремонт обычно не укладывается в бюджет местных властей. По факту, это просто грунтовка, расчищенная и выровненная бульдозерами до состояния прямого полотна.

Более или менее комфортно ездить по ней только на внедорожниках. Полный привод и блокировки спасают от пробуксовок на подъемах с таким покрытием, да и большие колеса проглатывают большинство мелких ямок.

Хотя, обнадеживает Михаил, при необходимости путешествовать в горах можно на любом автомобиле.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 1320
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

На предварительном этапе

  Отправляясь в поход, необходимо изучить предполагаемый маршрут похода и подготовить снаряжение, важными элементами которого являются компас и карта. Желательно, чтобы масштаб карты был не больше так называемой «километровки», то есть в одном сантиметре один километр или, в общепринятой трактовке, масштаб 1: 100 000. Наилучший вариант — это наличие карты «пятьсотметровки», или 1: 50 000. Снаряжение включает также одежду: шапку, куртку, брюки и обувь.

Для похода потребуется физическая подготовка, и потому, если поход запланирован заранее, не лишним будет подтянуть мышечный тонус.

Если планируется поход школьников, оптимальный состав группы — не более 15 человек на одного руководителя, и такое же соотношение со взрослой группой. Такой группе нужен инструктор по туризму.

До выхода в поход необходимо с максимальной точностью составить смету похода, это даст возможность рационально использовать продукты и топливо на протяжении всего маршрута.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 985
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163056/

Несколько нюансов, полезных туристам

Вам будет намного проще путешествовать по Северному Кавказу, если:

– психологически подготовить себя к любым неожиданностям – выпадению снега летом, исчезновению участка дороги, отказу автомобиля на долгом горном подъёме и т.д.;

– заранее разработать маршрут. Некоторые участки посещаемы только по специальному разрешению пограничной службы, что требует заказа пропуска на сайте Госуслуг за месяц до начала поездки;

– взять в дорогу не только навигатор, но и бумажные карты: в горных районах (а Кавказ – это горы!) часто бывают проблемы со связью;

– иметь всегда полный бак – если на горном перевале возникнут проблемы, сойдёт лавина или дорогу завалит сель, спасатели могут пробиться к вам не сразу;

– знать, что камнепады, участки дорог, уничтоженные селем нельзя пытаться объехать, надо звонить 112 (это можно сделать даже при нулевом балансе, с отсутствующей сим-картой и неработающей сетью) и сообщить, где именно вы находитесь и что видите;

– помнить, что местные жители всегда знают дорогу лучше, поэтому стараться обзавестись хорошим проводником. Если с этим возникнут проблемы, не стесняться обращаться за помощью к окружающим: как правило, это очень отзывчивые и гостеприимные люди;

– выходить из машины, если нужно что-то узнать у прохожих; здороваться за руку. Мужчине лучше останавливать мужчин, женщине – других женщин – культурные традиции местных жителей обусловливают уважительное отношение друг к другу

– предпочитать путешествовать в летнее время. Зимой перевалы могут быть непроходимы, а весной и осенью дороги могут быть размыты;

– помнить, что отличным средством передвижения во время путешествия по Кавказу является уазик или любой другой внедорожник. Горные серпантины всегда проще преодолевать на полноприводном авто. Именно полный привод и блокировки спасают от пробуксовок на подъёмах с таким покрытием, да и большие колёса проглатывают большинство мелких ямок.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1927
Источник: https://idaoffice.org/ru/posts/car-trips-across-russian-%25d1%2581aucasus-things-to-know-and-tips-to-prepare-for-the-travel/

В походе

При следовании по маршруту следует четко придерживаться ранее разработанного графика движения, это необходимо на случай поиска группы, если она заблудится, попадет под влияние природных аномалий и непредвиденных ситуаций.

  Необходимо соблюдать меры безопасности при переходе через недостаточно замерзшие речки – в горных районах при низкой температуре речки могут покрываться коркой льда, но под ним чаще всего оказывается вода, представляющая угрозу для участников похода.

Если следование по маршруту осуществляется в условиях плохой видимости, ненастной погоды и низких температур, участникам похода необходимо держать взаимный визуальный контроль.

Важным в походе по горной местности является умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. В зимний период категорически исключается возможность ночевки под открытым небом, если группа заранее к этому не подготовлена и не имеет специального снаряжения — утепленных палаток, спальных мешков и горелок.

Зимой опытные туристы всегда идут в поход с печками и большой палаткой – каждый из участников берет с собой часть конструкции, при этом груз равномерно распределяется на всех.

Как правило, для школьников или туристов с небольшим стажем рекомендуются ночевки в зданиях учебных баз, расположенных недалеко от предполагаемого маршрута движения, или же рекомендуется ночевать в населенных пунктах.

На ровной местности дистанция между участниками похода не должна превышать двух-трех метров. Если по пути следования осуществляется спуск на лыжах, то дистанция должна составлять 20-30 метров. В зимний период не рекомендуется делать больших переходов, чтобы исключить усталость участников похода.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1670
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163056/

Дорожная сеть в горах Кавказа

В горной местности большинства кавказских республик состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Есть узкие однополосные дороги со знаками приоритета, есть двухполосные трассы, а там, где часто бывают лавины и камнепады, нет смысла класть асфальт, поэтому дорогу весной просто разравнивают бульдозерами.

Равнинные участки пересекают и федеральные трассы в отличном состоянии, но таких автострад всего 10% от общего количества дорог на Северном Кавказе. Более-менее хорошие трассы на Кавказских Минеральных Водах, в Приэльбрусье, в Чечне и Северной Осетии – на раскрученных туристических маршрутах. Поскольку у туристов популярен джипинг, чаще всего такие поездки осуществляют по грунтовкам или вообще по бездорожью.

Основные северокавказские достопримечательности расположены в труднодоступных местах. Поэтому надо смириться с некоторыми неудобствами и принимать особенности местной дорожной сети как некую изюминку.

Передвигаться по горным участкам можно только в хорошую погоду. Грозы, затяжные дожди, снегопады лучше пережидать в посёлках – расстояние между ними обычно составляет 7-10 км. Но и погода в горах непредсказуема.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1169
Источник: https://idaoffice.org/ru/posts/car-trips-across-russian-%25d1%2581aucasus-things-to-know-and-tips-to-prepare-for-the-travel/

Меры предосторожности на участках, где возможен сход лавин или накоплены большие массы снега

По многолетним наблюдениям, лавины сходят в межсезонье – весной и осенью, когда выпадает снег. Если же турист находится на зимнем маршруте, для него главное «чувствовать» снег. Когда на склонах есть старый, значительно уплотненный снег, и на этот покров выпадает свежий снег, получается так называемая «снежная доска», и при перемене температуры верхний слой, который не сумел закрепиться, сходит вниз, образуя лавину.

Движение по заснеженному участку можно начинать лишь после пристального изучения структуры снега, и если есть признак «снежной доски», следует воздержаться от дальнейшего следования по маршруту или  быть предельно осторожными во время движения.

Группа должна подниматься по заснеженному склону прямо наверх — если группа идет зигзагом, тогда «подрезается» снег, что может привести к сходу лавины. Расстояние между туристами на лавиноопасном склоне должно быть не меньше 100 метров, и группа должна выставлять наблюдателей.

Если путь группы проходит недалеко от лавиноопасного участка,  она должна быть снабжена спасательной лентой — как правило, это лента красного цвета длиной 15 метров, с четко видимыми отметками по каждому метру. При раскапывании снега, под которым оказался попавший под лавину турист, лента дает ориентир, что позволяет определить, в том ли направлении ведутся поиски и какой оказалась толщина снега. Также необходимо снаряжение в виде лопат и зондов.

При попадании под лавину приходится уповать, скорее, на помощь коллег из группы или профессиональных спасателей, но кое-какие меры турист может предпринять и сам, чтобы дождаться помощи. Если турист оказался под лавиной, нужно делать плавательные движения, но в случае «затягивания» вовнутрь лавины следует руки максимально приблизить к лицу, создав тем самым минимальную воздушную подушку для дыхания носом или ртом. Главное — не допустить, чтоб ноздри и рот забились снегом. Спасатели советуют таже принять позу эмбриона, что создает воздушную полость, благодаря которой оказавшийся под завалом может какое-то время дышать.

Материал подготовлен при участии заместителя директора по науке Республиканского центра детского и юношеского туризма Республики Северная Осетия-Алания Марата Абаева.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2288
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163056/

Погода: и друг, и враг

В основном все опасности горной дороги связаны с погодой. В сухой солнечный день беспокоиться не о чем, но вот в затяжные дожди или сильные ливни с грозами ездить становится чрезвычайно опасно.

— Один небольшой камень, подмытый дождем и сорвавшийся вниз на дорогу, может привести к помятой крыше или капоту, а может и вовсе спровоцировать сель. Расщелины собирают воду в поток, текущий либо наперерез движению, либо вниз по дороге, в зависимости от силы дождя. В затяжной дождь может возникнуть промоина, преодолеть которую на автомобиле будет невозможно. Так что, если вы на горной дороге и начинается дождь или гроза, спокойно езжайте до ближайшего населенного пункта и переждите непогоду там. Расстояния у нас маленькие, обычно не больше 10 километров между поселками, — советует Михаил.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 819
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

При спуске тормозите двигателем

— Помните: в горах нет автосервисов. Эвакуатор туда не приедет, машина должна быть полностью исправна. Проверьте соединения, уровни всех жидкостей, лампы — никаких светодиодов, только хорошие галогенные лампы: по любой опасной дороге, тем более горной, без хорошего освещения ездить нельзя. Если автомобиль не новый, перед поездкой проведите испытания: поднимитесь в гору и спуститесь, посмотрите, как ведет себя машина.

Во время долгого подъема обязательно следите за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева, а при затяжном спуске — за скоростью и тормозами. Не стоит разгонять автомобиль выше, чем до 10−15 километров в час. И как можно реже жмите на педаль тормоза — потому что это может привести к закипанию жидкости и отказу тормозов. Тормозить в горах лучше двигателем.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 832
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

Камнепад — конец пути

Опытные автопутешественники перед выездом всегда интересуются у только вернувшихся с маршрута товарищей, как там дорога. Но даже когда вам говорят, что все в порядке, это не значит, что за ночь, например, не сошел сель или дорогу не засыпало камнями. Помните, что дорожные условия, как и погода, меняются каждую минуту.

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

— Засыпало? Ни в коем случае не двигайтесь вперед! Любой камнепад, кажущийся невысоким и преодолимым, может от веса автомобиля «поехать» дальше. То же со снегом: есть опасность, что авто просто соскользнет с дороги. Нужно остановиться и оповестить дорожную службу района о происшествии. Для этого звоните в службу спасения по номеру 112. Есть возможность — объезжайте опасное место, нет — вернитесь и найдите другую дорогу. Или ждите, пока специальные службы устранят опасность.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2495
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

И не забывайте про спасибо

Нравы в горных селениях особенные, там чтут традиции. Поэтому, например, не стоит спрашивать дорогу у женщины или тем более молодой девушки — разговор с незнакомым мужчиной может для нее окончиться скандалом в семье.

Девять водопадов Кабардино-Балкарии

Наши агенты в Кавказских горах проложили новый туристический маршрут, который, несмотря на название, водопадами не ограничивается. Первая экспедиция вернулась из похода и ждет своих последователей

— На самом деле люди у нас всегда охотно идут на контакт и все вам подскажут. Это легендарное кавказское гостеприимство: приезжих здесь встречают всегда хорошо и доброжелательно. Но, конечно, есть и особенности. Мужчинам стоит поменьше приставать с расспросами к девушкам. Много информации вы все равно не получите, зато местные могут задуматься, что вас на самом деле интересует. Если вы женщина — спрашивайте у женщин. В любом случае перед тем, как обращаться с вопросом, обязательно выйдите из машины и поздоровайтесь. Если вы просто притормозите и заговорите из окна автомобиля, нормального ответа можете не получить. Помните — вы на Кавказе. Здесь своя культура, которой тысячи лет, — предупреждает Михаил.

Может случиться и так, что вам придется еще поискать говорящего по-русски местного жителя.

— Русский язык могут не понимать высоко в горах в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, и всегда это люди пожилые. Не докучайте старикам, езжайте дальше и найдите людей помоложе.

А на прощание не забудьте сказать спасибо. Для горцев это важнее денег. А деньги, может, и стоит предложить в благодарность за помощь, но, скорее всего, от них откажутся.

— За помощь у нас обычно ничего не берут. В самых разных районах и ситуациях никто ни разу не согласился взять у меня деньги. Однажды я так застрял, что не смог выбраться сам и обратился к проезжавшему мимо мужчине. Он оценил ситуацию, сказал, что у его брата в соседнем селе есть ГАЗ-66, и велел ждать на месте. Через полчаса он вернулся с братом на грузовой машине и вытащил меня. Даже тогда с меня не взяли денег, несмотря на все мои доводы о дороговизне бензина. В таких случаях я даю свой телефон и прошу звонить, когда понадобится помощь. В наших краях это самая лучшая благодарность.

Фото: Михаил Моргунов

Что взять с собой в дорогу:

  • Запаска, можно две, если позволяет авто
  • Колесный ключ

  • Домкрат

  • Компрессор. Он понадобится на размокших от дождей дорогах. На таких участках иногда лучше немного приспустить колеса, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой и проходимость автомобиля

  • Хороший, проверенный огнетушитель. Постоянное движение вверх и разреженность воздуха легко могут привести к сильному перегреву двигателя

  • Канистра моторного масла

  • Фляжка с охлаждающей жидкостью

  • Флакон с герметиком

  • Большая укомплектованная аптечка. Желательно, чтобы в ней был тонометр, если в поездке участвуют люди, перенесшие инсульт, страдающие сердечными заболеваниями или беременные женщины. Перепады высот для них могут сказаться скачками давления. За этим нужно будет следить

  • Канистра с бензином — это обязательно, и как можно большего размера

  • Запас питьевой воды и продуктов

  • Топор и лопата. Возможно, придется откапывать застрявший автомобиль или подкладывать под колеса ветки

  • Палатка, спальные мешки, если планируете ночевать в горах. По ночам там очень холодно

  • Спички или зажигалка
Блок: 10/10 | Кол-во символов: 3600
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

Будьте внимательнее с едой

Кафе на Кавказе есть в каждом населенном пункте. Это самый популярный местный бизнес. Обычно в горах предлагают довольно простую местную еду: шашлык, айран, хычины, лакумы. Основная в этих краях — сами посетители. Так что хозяин кафе выбьется из сил, чтобы сделать сервис как можно лучше, а блюда вкуснее.

— Очень популярны у нас кафе на свежем воздухе: отдельные кабинки для гостей, мангал на улице, где у всех на глазах жарят шашлык, открытая кухня, где женщины готовят хычины. В таких местах останавливайтесь смело. Но есть и совсем небольшие забегаловки, на пару столиков. Остается только догадываться, как там с санитарией. Тут уж все на ваш страх и риск, — объясняет Михаил.

Обычно вдоль дорог достаточно магазинов и есть где остановиться. Но есть и места, где не ступала нога бизнесмена, поэтому едой стоит запастись как следует.

 — Если едем в Черкесское, Чегемское или Баксанское ущелья, то там магазинов много и расстояния между ними небольшие. А вот если вы отправляетесь, например, на плато Канжол, то нужно рассчитать суточный запас еды на человека и умножить его на количество дней предполагаемого пути. Продукты берите нескоропортящиеся. Помните, что летом безобидный, на первый взгляд, йогурт, купленный утром в супермаркете, днем может обернуться легким пищевым отравлением. То же самое, например, с копченой рыбой. Спокойно можно брать консервы, галеты. А питьевой воды в любом случае должно быть как можно больше.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1469
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile

С инспектором здоровайтесь за руку

По словам Михаила, в горах сотрудники ГИБДД останавливают автомобили очень редко и только за нарушения правил дорожного движения. Могут, конечно, остановить и для проверки документов, но это случается редко.

— Могу дать один совет. На Кавказе самое важное — взаимоотношения между людьми. Если вас остановил инспектор, не поленитесь, выйдите из автомобиля, поздоровайтесь с ним за руку. Проявите к нему обычное человеческое уважение, и отношение к вам будет соответствующим. А лучше старайтесь не нарушать. Помните, горные дороги — двухполосные и в основном со сплошной разделительной полосой. Даже если навстречу вдруг вышла корова, а дорога пустая в оба конца, не торопитесь объезжать ее по встречке. Посигнальте, она уйдет сама. Двигайтесь строго по своей полосе, соблюдайте скоростной режим, правила обгона и объезда, и инспекторы вас не остановят. А по поводу взяток… Наверно, не стоит обобщать. Мне довелось поездить по многим российским регионам, и у меня сложилось впечатление, что дорожные инспекторы везде одинаковые.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1068
Источник: https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 21219
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://idaoffice.org/ru/posts/car-trips-across-russian-%25d1%2581aucasus-things-to-know-and-tips-to-prepare-for-the-travel/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3096 (15%)
  2. https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/pravila-puteshestvii-po-kavkazu-na-avtomobile: использовано 9 блоков из 10, кол-во символов 12821 (60%)
  3. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163056/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5302 (25%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий