Храм Христа Спасителя в Москве

Современное здание воспроизводит внешний облик одноименного храма, возведенного в честь подвига российского народа в Отечественной войне 1812 года, освященного в 1883 году и разрушенного в 1931 году.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 199
Источник: https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya

Сегодня празднуется

Свт. Григорий Палама

Григорий Палама. 15 марта 2020 г. ( 2 марта ст.ст.), воскресенье. Неделя 2-я Великого поста. Великий пост. Пища с растительным маслом.

15 марта 2020 г. ( 2 марта ст.ст.), воскресенье.

Неделя 2-я Великого поста. Великий пост. Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (икона). Свт. Григория (икона) Паламы, архиеп. Солунского. Сщмч. Феодота (икона), еп. Киринейского. Свт. Арсения (икона), еп. Тверского. Мч. Троадия. Мц. Евфалии (икона). Прп. Агафона Египетского. Мчч. 440 Италийских. Собор (икона) всех преподобных отцев Киево-Печерских.

Утр. — Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. — Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3. Мк., 7 зач., II, 1-12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 — VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 813
Источник: http://new.xxc.ru/bogosluzheniya

История создания


Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3739
Источник: https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya

Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров. Толщина стен — до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах  и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1294
Источник: https://www.msk-guide.ru/hss.htm

Архитектурные особенности


Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 951
Источник: https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/

Основные моменты

Александр I решил построить это культовое сооружение в честь победы в войне 1812 года. Сначала храм был заложен на Воробьевых горах, но он начал оседать. Выбрали новую площадку строительства — на месте Алексеевского женского монастыря.

По легенде, игуменья того монастыря приковала себя цепями к дереву в знак протеста. Но по специальному распоряжению императора Николая I дерево выкопали вместе с ней и перенесли. Тогда игуменья прокляла эту стройку и предсказала, что «ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет» и что «здесь будет огромная грязная лужа».

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду про игуменью. Величественный храм не вписывался в новую советскую идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. Причем разрушить его удалось только после третьего взрыва. Двоим инженерам предложили его взорвать, но они отказались, хотя знали, что их расстреляют. По преданию, человек, который все-таки нажал на кнопку и запустил взрыв храма Христа Спасителя, произнес в тот момент: «Задерем подол матушки Руси».

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов — гигантскую башню, увенчанную статуей Ленина. Это должно было быть самое высокое строение на земле -одна только ладонь коммунистического вождя могла стать площадкой сразу для нескольких вертолетов. Любопытно, что на момент написания этого путеводителя карты Google при наведении курсора на здание Волхонка, 15 сообщают, что здесь расположен Дворец Советов.

Бассейн просуществовал 30 лет. К 2000 году храм Христа Спасителя полностью воссоздали и освятили. Говорят, при освящении храма над куполом вдруг стал двигаться большой крест, созданный из облаков.

Пара рекомендаций. Экскурсионное бюро можно найти у входа в Спасо-Преображенскую церковь храма Христа Спасителя со стороны Соймоновского проезда. Для осмотра окрестностей удобно воспользоваться бесплатной смотровой площадкой, опоясывающей подножие храма, а также Патриаршим мостом.

Настоящая драма разгорелась 21 февраля 2012 года, когда группа Pussy Riot совершила оппозиционную акцию протеста и исполнила в храме Христа Спасителя панк-молебен против Владимира Путина перед самыми выборами. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочи 2014 года они были отпущены. Споры и обсуждения в прессе сделали участниц группы всемирными знаменитостями.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2700
Источник: https://wikiway.com/russia/moskva/khram-khrista-spasitelya/

Храм Христа Спасителя в Москве – убранство

Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с  перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней — лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей,  отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1144
Источник: https://www.msk-guide.ru/hss.htm

Посетителям

  • Адрес: ул. Волхонка, 15
  • Ближайшее метро: Кропоткинская
  • Телефон: +7(495) 637-12-76
  • Сайт: www.xxc.ru
  • Виртуальный тур: www.xxc.ru/vtxxc
  • Расписание богослужений: www.xxc.ru/ru/timetabl
  • Часы работы: 10.00-17.00, понедельник 13.00-17.00
  • Билеты: посещение — бесплатно. Экскурсии (по храму, музею и подъем на смотровые площадки): индивидуальные — 500 руб., льготные — 160 руб., групповые — 260 руб.
Блок: 4/4 | Кол-во символов: 412
Источник: https://wikiway.com/russia/moskva/khram-khrista-spasitelya/

Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов


При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей. Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте.  Отсюда открывается прекрасный вид на столицу. С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.

Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа. Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 958
Источник: https://www.msk-guide.ru/hss.htm

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1913
Источник: https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 21066
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://new.xxc.ru/bogosluzheniya: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 813 (4%)
  2. https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 10903 (52%)
  3. https://www.msk-guide.ru/hss.htm: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3396 (16%)
  4. https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2842 (13%)
  5. https://wikiway.com/russia/moskva/khram-khrista-spasitelya/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3112 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий